Марис Лиепа

Ма́рис-Рудо́льф Эдуа́рдович Лие́па – великий советский балетмейстер, солист балета, актёр кино и телевидения. Он  родился летом 1936 года в Риге. Его отец поет в хоре, затем работает в местном театре оперы и балета мастером сцены. Он хочет, чтобы сын рос крепким и здоровым, поэтому настаивает на том, что мальчику нужно попробовать себя в спорте.

Марис ЛиепаПо совету друга отца Мариса отдают в хореографическое училище. Он делает успехи, повторяя движения за артистами балета, а они в своё время замечают его уже как характерного танцовщика. Когда Марису исполняется 13 лет, детский балет для него превращается во взрослый: он исполняет партии в «Бахчисарайском фонтане», «Красном маке», «Дон Кихоте», «Ромео и Джульетте».

Кроме этого, Марис посещает уроки плавания, укрепляя своё тело и воспитывая сильный дух. Вода оказалась его стихией – мальчик лидирует на соревнованиях в вольном стиле – однажды он получает титул чемпиона Латвии по плаванию на средние дистанции. Как бы странно это не звучало, его балетную выправку замечают даже в воде. Прямо на соревнованиях по плаванию ему предлагают перевестись в хореографическое училище г. Москвы. 17-летний рижанин гордо принимает вызов и едет в Россию.

Учёба в Москве даётся Марису нелегко – хрупкое телосложение парня требует постоянных дополнительных нагрузок. Теперь он сам себе тренер по бегу и по плаванию, устанавливая планку всё выше и выше. Его влечёт большая мечта – танцевать на главной балетной сцене Москвы – Большом театре. Пройдя все трудности обучения, Лиепа с отличием заканчивает училище. 

И вот она, попытка покорить вершину своего Олимпа... Восемнадцатилетний Марис очень ждал этого дня, бредил по ночам. Но столь волнительное выступление в Большом Театре не увенчалось успехом – Марису говорят «нет», обьяснив, что его место – в Риге и тут он совсем чужой. После этого, оставив мечту в кармане, он возвращается домой. 

Рига принимает его, как героя, вернувшегося с войны. В Государственном театре оперы и балета он танцует только ведущие партии.

Марис Лиепа

В 1956 Лиепа оказывается в Москве – танцует в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Столица шумит о новой звёздочке СССР – молодом и очень талантливом танцовщике из Риги. Люди чередой идут на спектакли, заплатив за билет сумасшедшую на то время сумму денег. Но Марис продолжает бредить Большим театром. Мысль о непокорённой вершине не покидает его ни на секунду. Оттачивая мастерство в балетном зале, он ждёт того момента, когда судьба предоставит ему ещё один шанс показать себя. Спустя четыре года раздаётся телефонный звонок – и Лиепа тут же соглашается на разовое приглашение руководителя Большого поучавствовать в балете из-за нехватки солистов на данный момент. Ещё один спектакль на «ура», но никто не произносит заветной фразы «вы приняты в труппу Большого театра». Работа продолжается, Мариса приглашают на гастроли в Польшу,  а по возвращению танцовщик узнаёт, что наконец может считать себя одним из тех, кого называют почётно и гордо «артист труппы Большого театра». Лиепа на седьмом небе от счастья, ведь он почти 10 лет шёл к этому. 

Боли в спине и ноющий голеностоп – не помеха для артиста такого стойкого характера и таланта. Его любовь – сцена Большого, всё остальное - стерпится. Не слушая врачей, он выходит к зрителям и исполняет танец в каждом спектакле, как последний. Публика ликует от одного только взмаха руки Мариса Лиепы. Он станет Богом того самого Олимпа или погибнет.

В 1968 году он получает Ленинскую премию за роль Красса в балете «Спартак». Эта звёздная роль становится судьбоносной для Мариса Лиепы – ведь спустя 12 лет он выйдет на сцену Большого в последний раз, выполняя ту самую, любимую партию. В этот день артист волнуется в сто крат больше, чем за всё время работы в театре. Дрожащей рукой наносит макияж, бездумно бродит по любимой сцене, с пустотой в глазах смотрит на окружающих людей. Он не знает, что делать дальше. Но таков закон выживания – руководитель театра Григорович твёрдо стоит на своём – Марис Лиепа больше не нужен. Он не профпригоден для Большого театра. Ради дочери Илзе, которая на тот момент уже была балериной в том же театре, он не стал спорить с руководством и принял решение уйти. 

Лиепа Марис

На этом его творческая жизнь не заканчивается, он преподает, снимается в кино, сотрудничает с различными театрами, пишет статьи и книги, но ничто не может заменить ему любимый театр. Иногда прибегает к алкоголю.


В 1982, прожив 2 года без своей мечты, он пишет письмо в Министерство культуры СССР с надеждой, что его услышат. В письме он пробует описать ситуацию, которая на его взгляд присутствует в то время в Большом театре. Его услышали и по личному приказу министра культуры разрешили выступить на любимой сцене, за которую в своё время он отдал практически всё. После двух лет изгнания, 28 марта 1982 года состоялось возвращение Мариса Лиепы в Большой театр. Время триумфа настало. Зрители более 30 минут не отпускают его за кулисы. Женщины плачут от восторга, мужчины молча аплодируют стоя. И вот, на лице Мариса Лиепы скользнула последняя улыбка – так он попрощается со зрителями - и вернётся в свою гримёрку. Снимая доспехи Красса, в нём навсегда умрёт его мечта.

Теперь Марис – пенсионер, у которого вскоре отберут пропуск в театр. Однажды он зайдёт в Большой театр и охранник на проходной, прекрасно зная, кто перед ним стоит, скажет: «Предъявите пропуск». Лиепа опустит глаза и молча уйдёт, осознав в который раз: его выбросили умирать на улицу, как только что родившегося котёнка.

Он не смог дышать без любимой сцены. Марис Лиепа умер от инфаркта в 1989 году.