Михаил Барышников

Михаил Николаевич Барышников – гениальный русско-американский балетмейстер, танцовщик, актер - наш современник, покоривший мир своим талантом. Родился 27 января 1948 года  в Риге, входящей тогда в состав Советского Союза. 

Михаил БарышниковМихаил рос в обычной семье: папа был офицером, мать – швеёй. Детство было беззаботным и веселым - активный мальчик легко учился в школе, посещал уроки музыки, любил футбол и занимался плаванием. Маленький Миша был счастлив, ему нравилось это чудесное время. Вскоре, кроме прочих увлечений, мать стала замечать, что мальчик вдохновлён балетом. В 12 лет юный Барышников впервые ступил на порог Рижского хореографического училища. Он сразу попал к педагогу Юрису Капралису вместе с Александром Годуновым (советско-американский артист балета, киноактёр).  Казалось, жизнь дарит юному Мише только радость - он делает свои первые успехи, упорно занимаясь в балетном классе, и не предполагает, какие трагические семейные обстоятельства ждут его впереди. 

В 1960 году он теряет мать, которую очень любит – она совершает самоубийство. Именно она привила ему любовь к балету, к театру и сцене, Михаил так до конца жизни и не смог смириться с потерей матери. Его дальнейшее воспитание зависит теперь только от отца и бабушки. Отец не разделяет его интереса к танцу, общих тем для разговоров практически нет. Вскоре он женится второй раз. Миша чувствует себя лишним в новой семье, но не смотря ни на что продолжает заниматься у балетного станка.. Барышников уже тогда решает для себя: его судьба – быть танцовщиком. 

В 15 лет он покоряет Ленинград и поступает в известную балетную академию им. Вагановой. Его приняли в класс Александра Пушкина, которого он вскоре назовёт своим вторым отцом, Окончив учебу, в 1966 году он продолжает танцевальную карьеру и вскоре становится солистом балетной труппы театра имени С.М. Кирова. В это же время Барышников получает первую премию на Международном конкурсе в Варне (1966 год) в Болгарии. 

Михаил БарышниковШаг за шагом, пируэт за пируэтом – и вскоре Михаила Барышникова всей душой принимает советский зритель. Ему аплодируют стоя, в зале театра звучат восторженные крики «Браво!», билеты на спектакли раскупают за считанные дни. 

Но, к сожалению не все так однозначно – есть и поклонники – их большинство, а  есть и завистники. Советское время – враг любых изменений. Тогда в театрах царил застой – крупные чиновники были против новых веяний в искусстве. К работе строго не допускались молодые талантливые балетмейстеры, которые могли бы внести в советский балет свой авторский отпечаток. Барышников был морально угнетён такой ситуацией – он горел творчеством, жил и дышал только балетом. Однажды ему позволили самому выбрать репертуар, но Михаил отказался. Вместо этого он пригласил в театр новых оригинальных педагогов по классике, которым удалось поставить поистине заслуживающие похвалы одноактные балеты. Премьера состоялась. Барышников был на вершине славы. В 1973 он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. 

1974 год был годом перемен и сложных решений для Барышникова. Удушливая атмосфера советского застоя мешала реализации всех его планов и задумок в балете. Новаторские идеи Барышникова не приветствовались. Во время гастролей в Канаде он решает не возвращаться в СССР и просит предоставить ему политическое убежище. 

После пребывания в Торонто он переезжает в США. С 1974 по 1979 он становится руководителем American Ballet Theatre (ABT). Признание иного, не советского зрителя, пришло сразу – занавес на одном из спектаклей поднимается более 20 раз. Американцы, как и русские, кричат – «Браво!» и называют его по-свойски - Мишей.

Позже один из великих хореографов Жорж Баланчин (Georg Balanchine) пригласит Барышникова в свою труппу «New York City Ballet» (NYCB). Классик был стар, у него было больное сердце и, к сожалению, он не успел поставить для Миши ни одного нового балета… Но Барышников всё же исполняет партии в двух старых постановках Баланчина – в «Аполлоне» и «Блудном сыне». 

Барышников возглавляет сильную труппу артистов танцевального проекта «White Oak Dance Project» (WODP), основателем которой становится вместе с Марком Моррисом в 1990 году. Но через какое-то время снова возвращается в Американский театр Балета (ABT).

Михаил Барышников не только талантливейший хореограф, классический танцовщик, но и чудесный актёр. Он снимается более чем в 5-ти художественных фильмах, номинируется на премии «Оскар», «Тони» и премию критиков драматического театра «Drama Critics Award». Он частенько бывает на съёмках телевизионных программ, посвящённых его творчеству, трижды удостаивается премии «Эмми», а также получает награду «National Medal of Arts». 

Михаил БарышниковБалет – ежедневный труд, требующий в первую очередь огромного желания и физических сил. Барышников с течением времени чувствует, что ему всё труднее выходить к зрителям в качестве танцовщика балета. Уходя из ABT, он частично покидает балет и начинает свой новый творческий этап в жизни – погружается в мир танца модерн. 

В 2004 году в Нью-Йорке он открывает Центр Искусств им. Александра Барышникова. 

Сейчас Михаил успешно трудится над новыми постановками, возглавляя труппу талантливых танцовщиков, которую собирал много лет. Зрители посещают танцевальные спектакли, восхищаются творчеством этого гениального человека, ставят в пример детям.