Хоакин Кортес

"Огонь, умирающий для того, чтобы родиться – это фламенко."

Жан Кокто

Хоакин Кортес

Фламенко – это крик души. Элементы фламенко до предела естественны - его основу знает каждый ребенок: простые хлопки  в ладоши и притопывание ногами, - эсперанто пластики. Однако по мере взросления человечества он формировался, усложняясь, совершенствуясь, и теперь его техника и ритмический рисунок подвластен далеко не каждому…

В нём, как в смеси пряностей, смешались отголоски арабской, еврейской, греческой и цыганской культур. К тому же, фламенко – это целый спектакль, театрализованное действо, состоящее из инструментальной музыки, пения и, непосредственно, танца. 

Импровизация и ритм исполнения препятствуют его нотной записи, поэтому искусство фламенко передаётся от мастера к ученикам. Таким учеником, а вскоре и мастером стал Хоакин Кортес (Joaquín Cortés), шаман фламенко. Он преобразил пластику танца, определяя собственный стиль как смесь фламенко, классического балета и джаза. Его танец – это не спектакль и не выступление, а сама жизнь…Опасная борьба и даже яростный спор с невидимой спутницей – судьбой, наперекор всем предсказаниям старой бахи. Питос – прищелкивание пальцами, пальмас – хлопки ладонями и сапатеадо – отбивание ритма каблуками чарующе вплетаются в ткань музыки и узор танца, соединяя их в одно. И танец рождает музыку, а музыка-танец.

Кортес начал заниматься танцами в 12 лет. В 15-летнем возрасте он был принят в труппу Национального балета Испании, возглавляемого в то время ни кем иным как Майей Плисецкой. Через три года он становится солистом. В 1992 году создаёт свою студию танца.

В его танце много страсти и чувства, однако и этого мало, тут есть «дуэнде»: душа фламенко, - та магия, тайна и ритуал Кортеса. Цыганская пословица: «Лишь к одному дуэнде не способен – к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря» и выражает суть этого слова. Это особенное состояние, в которое входит танцор, сродни шаманскому камланию или медитации, загадочно и таинственно. Искренний драматизм, эмоциональный надрыв и даже трагичность, - то, что характеризует flamenco jondo Кортеса – глубинный танец, выражающий как личные переживания, так и ностальгию всего цыганского народа. 

Фламенко Кортеса – это всегда внутренний импульс, вызов себе и окружению, вдохновляющий инфернальную образность фигур. Это танцующее пламя и холодная гордость гитар, неумолимый ритм, напоминающий бег времени и удары судьбы…