Рудольф Нуриев

НУРИЕВ / НУРЕЕВ

 

«Я танцую для собственного удовольствия…» Р. Нуриев

 

Рудольф НуриевНезваный гость хуже татарина. 16 июня 1961 года вошло в историю как скандальный «Прыжок на Запад». В самый разгар Холодной войны солист гастролировавшей балетной труппы Мариинского театра попросил политического убежища в парижском аэропорту. Его звали Рудольф Хамметович  Нуриев. В этот момент в кармане кочевника было что-то около 50 франков.

Он стал первым «невозвращенцем» среди балета. В СССР его заочно приговорили к 7 годам тюремного заключения…

Но и танцевальная судьба Нуриева, как и всякого гения, необычна. Рудольф поступил в Ленинградское балетное училище лишь в 1955 году, 17 лет от роду. Как известно, это безнадежно поздний возраст для танцовщика классического балета. Однако уже спустя три года он становится солистом Мариинского театра, исполняя главные партии. А в 1964 году –   выступает в дуете с Марго Фонтейн в Ковент-Гардене, танцуя главную мужскую партию «Жизели». Затем Ф. Аштоном для них был поставлен балет «Маргарет и Арман».

Рудольф Нуреев впервые превознёс мужские партии классического балета на уровень самостоятельных, а не вспомогательных и второстепенных образов. Он изменил балет, сравняв значимость балерины и танцовщика. 

Заботясь о выражении естественной свободы тела,  достижении скульптурной красоты античных полубогов-полулюдей, он первым выходит на сцену с оголенным торсом, опровергнув законы театра и одновременно положив начало новой балетной эстетике. Он превратил классический танец в чувственное зрелище. Его сценические воплощения динамичные, страстные и неистовые, как и он сам – в них чувствуется звериная сила и жажда жизни.

Рудольф НуриевБалетные критики говорят, что технически танец Нуриева не был безупречен из-за того, что его ноги поздно поставили в классическую позицию. Зато каков был его прыжок! Огромное влияние на него оказал датский танцовщик и друг Эрик Брюн, который делился с ним техническими тонкостями танца, дополнявшими гений и харизму Рудольфа. Но выдающейся у него была  и работоспособность: например,  в 1975 году он дал около 300 концертов по всему миру, выходя на сцену по 18 раз в месяц!


Нуреев стал первым балетным секс-символом и причиной «Рудимании». Его окрестили Чингисханом балета. Ролан Пети говорил о нём так: «Каждый запомнил своего Нуреева. Для одних он — взрывной, обволакивающий и вкрадчивый обольститель, для других — вздорный гордец. Найдутся и те, кто опишет его как милого шутника, элегантного бонвивана. Или безумного артиста, сжигающего свою жизнь бессонницей и работой, дикими страстями. Для меня он был всеми этими разнообразными личностями понемногу. Я назвал бы его типичным героем истеричного кино Тарантино — грубым, нервным, опасным, дерганым и непредсказуемым!».