Вацлав Нижинский

ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

«Бог есть любовь. Я хочу любить всех. Я есть Бог.»

Из личного дневника В. Нижинского

Вацлав НижинскийТанцор и хореограф Вацлав Нижинский родился в Киеве 12 марта 1889 года. В 17 лет, с 1906 года, он начинает работать в Мариинском театре, одновременно участвуя в «Русских сезонах» С.П. Дягилева, явивших миру классический танец. Он исполнял главные мужские партии в балетах: «Шопениана», «Сильфиды» (1907), «Жизель» (1910), «Лебединое озеро» (1911), а также в «Видении розы», «Петрушке», «Дафнисе и Хлое». Его партнершами были: Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева и даже Анна Павлова.

Новшество Нижинского как танцора было в том, что он первым начал исполнять сольные мужские партии в балете, а как хореографа - в том, что на заре балета он создал  совершенно оригинальную технику исполнения. Угловатая пластика его образа в балете «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку К. Дебюсси повлияла на современный танец, предвосхитив его за столетие. Фавн Нижинского вылеплен с изображений на древнегреческих амфорах, срисован с иероглифов египетских пирамид… Его образ – чистое и концентрированное воплощение желания и страсти, был настолько точно бьющим в цель, что вызвал у публики шок: «Фавна» называли непристойным за эротизм, особенно в финальной сцене балета. 

К тому же, Вацлав Нижинский был одним из первых танцоров-экспрессионистов, а его антиромантизм противостоял знакомой грациозности классики. Необычная пластика ладоней рук, простые линии, динамичные позы составляли невиданную до этого силу и легкость танца Нижинского, которая подчеркивалась его даром перевоплощения. Высокий прыжок с тяжелым приземлением не пытался опровергнуть законов физики, потому что он был естественным, как сама природа… За это Нижинского называли человеком-птицей и царем воздуха.

В «Весне священной» И. Стравинского он попробовал себя в качестве хореографа, накрепко соединив музыку и пластику. И видение это было, как всегда, новым: носки вовнутрь, локти прижаты к корпусу, - все элементы танца возвращали к первобытному состоянию первого человека, обращались к основам мира. Позже этот стиль назовут кубистическим.

Вацлав Нижинский нашел собственный способ выражения художественной истины, вырвался из рамок классического танца, создав новый пластический язык, выражающий особо сильные эмоции, современный и поныне.