Пина Бауш

Пина БаушЗнаменитая немецкая танцовщица, актриса, хореограф, будущая легенда постмодернистского Танцтеатра, Пина Бауш (полное имя Филиппина), родилась в 1940 году в немецком городе Золинген в семье владельцев небольшого отеля. С детства она отличалась необыкновенной наблюдательностью. Девочку интересовали люди, их движения, эмоции, страхи (тема войны и людского горя были ей близки как ребенку военного и послевоенного времени). Эти детские наблюдения позднее она использовала в своих необычных танцевальных постановках.

Увлечение танцами привело девочку в детский балет родного города. А в 14 лет Пина поступила в хореографическую академию "Фолькванг" в городе Эссен (класс профессора Курта Йосса), которую закончила в 1955 году. 

В этот период Пина изучала не только хореографию и современный танец, но и такие немаловажные предметы, как опера, музыка, драма, скульптура, живопись, фотография, дизайн и др. Полученные знания Бауш впоследствии использовала в своей будущей работе не только как хореографа, но и как руководителя. 

Следующим этапом ее творческого пути стало поступление в одну из самых крупных престижных американских ВУЗов в области искусства и музыки - Джульярдскую школу, расположенную в Линкольн-центре города Нью-Йорка, где еще в 1951 году было открыто отделение танца. 

Учеба в Нью-Йорке была результатом ее успешного труда в "Фолькванге", который наградил балерину в 1958 году грантом на обучение сроком на один год. Педагогами Бауш были известные артисты балета - Энтони Тюдор, Жозе Лимон… Как танцовщица она работала с Полом Тэйлором, Полом Санасардо и Доней Фейер. В этот период своей жизни Пина активно интересовалась всеми шоу-новинками Нью-Йорка, оперой (Энтони Тюдор пригласил ее на работу в Метрополитен Опера), увлеклась музыкой. Причем балерина не разделяла ее на «серьезную» и «развлекательную» - мелодия, вызывающая чувства имела для нее одинаково большое значение, отсюда и уважение музыкальных традиций, и любовь к джазу, которое она пронесла до конца своих дней. Все это в последующие годы нашло отражение в ее "фирменных" танцевальных постановках, отражающих неповторимый "модерновый" стиль фрау Бауш.

Пина БаушВ 1962 году Бауш вернулась в Германию и стала солисткой Эссенского театра балета, а  в 1969 году - его руководителем. За свои авторские постановки "Fragment"  и "Im Wind der Zeit" она получила главный приз на хореографическом конкурсе в Кельне в 1969 году.

В 1972 году, в свои 33 года  Пина Бауш возглавила труппу современного танца в немецком городе Вупперталь, переименовав ее в Танцтеатр. Под понятием «танцтеатр» Пина представляла систему мышления и чувствования, в которой сплелись основные идеи и методы постмодернизма – его ирония, самоирония, деконструкция, нарушение всяческих границ, отступление от классических канонов танца. Там, в качестве хореографа, она поставила первые спектакли с участием танцовщиков Фолькванг Данс Студии: "Aktionen für Tänzer" в 1971 и "Tannhäuser-Bacchanal " в 1972 году. 

Вот что пишет итальянский критик Леонетта Бентивольо: "Танцтеатр Бауш расширяет язык самовыражения танцовщиков, выдвигая на первый план стремление конкурировать с правдой жизни. Цель исследования театра Бауш – внутренний мир личности. Но инструмент исследований всегда один – тело. Ее представление о мире – субъективно, как и ее представление о теле. Это всегда что-то разорванное, нервное, эклектичное. Слова, кабаре, танец, немного балетной техники - ее спектакли озадачивают, как, впрочем, и она сама".

Взяв за основу оперы Глюка "Ифигения в Тавриде" (1974) и "Орфей и Эвридика» (1975), она создала две танцевальные оперы. В других своих постановках Бауш не боялась использовать поп и фольклорную музыку. А, например, в "Renate emigrates" (1977) – звучит оперетта, пронизанная хореографией знаменитой балерины. В ее труппе трудятся не только танцовщики, но и певцы и актеры. 

Танцтеатр Вупперталя под руководством Пины Бауш совершил международную хореографическую революцию, соединив язык тела с актерской игрой и различными стилями музыки. Костюмы в постановках могли быть абсолютно разными, как элегантными, так и странными - от вечерних платьев до детских подгузников. На сцене то дождь льет прямо на подмостки («Ария»), то сцену устилают восемь тысяч гвоздик («Гвоздики»). После спектаклей публика уходит окрыленная пониманием того, что несмотря на взлеты и падения, жизнь продолжается…

Секрет успеха заключается в том, что Танцтеатр не стеснялся нового взгляда на жизнь в своих постановках, и в то же время давал волю фантазии, благодаря необыкновенному таланту немецкого хореографа и актрисы.

В 1978 году Бауш поставила  знаковый фильм-балет  на музыку Стравинского  «Весна священная».

Выход на мировую сцену Танцтеатра вылился в такие постановки: "Viktor", "Palermo Palermo" и "O Dido" вместе с Италией, "Dance Evening II (Tanzabend II)" в Мадриде, "A tragedy (Ein Trauerspiel)" в Вене, "Only You (Nur Du)" в Лос-Анджелесе, "The Window Cleaner (Der Fensterputzer)" в Гонг-Конге, "Masurca Fogo" в Лиссабоне, "Meadows (Wiesenland)" в Будапеште, "Água" в Бразилии, "Nefés in Istanbul," Ten Chi" в Токио," Rough Cut" в Сеуле," Bamboo Blues " в Индии, наконец, новая пьеса 2009-го в Чили, для которой Пина так и не успела придумать названия.

Ее незаурядный талант замечают культовые режиссеры - она снялась у Феллини в интересной театральной картине «И корабль плывет» (сыграла слепую принцессу), и в фильме Альмодовара «Поговори с ней» (сыграла саму себя, где станцевала пару сцен из своего легендарного спектакля «Кафе Мюллер»).

О ней сняты два документальных фильма - «Однажды Пина меня спросила» бельгийского кинорежиссёра Шанталя Акермана (1983), и «Кофе с Пиной» режиссёра Ли Янора (2002).

Пина БаушВ жизни Пина так же необычна, как и ее творения. По словам современников и коллег  – это худощавая женщина с проницательным лицом, всегда в черном, носит только брюки, бесформенные свитера и огромные мужские ботинки. Косметикой не пользуется, журналистов не любит, общается настороженно, долго измеряя взглядом собеседника. Тщательно подбирает слова на пресс-конференциях. Застенчива и аскетична. "Для меня красота – это то, что настоящее" - говорит она. 

Личная жизнь Бауш – это два брака и сын, которого она родила в 1981 году.

"Я никогда не хотела быть хореографом, я всегда хотела только танцевать. Я начала ставить, чтобы сочинить для себя большие главные роли – но это так и осталось мечтой… Я все еще жду своих ролей " – говорила она.

В 2006 году Пина Бауш стала Почётным директором Национальной академии танца Италии, возглавляя список руководителей Академии в Риме, даже несмотря на ее смерть.

В 2009 году актриса планировала гастроли в Москве, но этим планам не суждено было сбыться – актриса умерла от рака, ей было всего 69 лет. 

 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ:

Премия критики "El Circulo de Criticos de Arte", Италия, 1980

Премия "Simba" 1982, Италия 

Премия UBU 1982, 1983, 1990 Италия 

Приз "Deutscher Kritiker Preis", 1984, ФРГ 

Премия "Bessie", Нью-Йорк, США, 1986

Премия "Toleranzorden", 1988, ФРГ

Приз "Lorenzo il Magnifico", Премия "Aurel Millos", Премия "Gino Tani", 1988, Италия

Премия "Zentrums BRD", 1990, ФРГ

Премия "SACD 1991" (Société des Auteurs et Compositeurs dramatique), 1991, Франция 

Международная премия "Fontana di Roma", Италия, 1992 

Медаль ЮНЕСКО им. Пикассо, 1997 

Премия "Bambi", 1998, ФРГ 

Премия "Нижински", 2004, Монако

Шевалье ордена "Почетного легиона", 2004, Франция

Приз Лоуренса Оливье, Приз Киото, Приз Гёте - 2008 и многие другие награды